Путешествие в мир художественных промыслов России. Часть 3.
Публикации раздела Традиции. Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова. Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край. Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Разнообразие и великолепие русских изразцов нельзя представить без изразцов гжель. Синий орнамент на фоне белой эмали напоминает голландские изразцы, но в то же время настолько колоритный, что отбрасывает всякие попытки сравнения. Камин или печь с изразцами гжель очень выразительно передаёт народные мотивы. Несмотря на единый цвет пигмента, в росписи присутствует глубина. Красота русских орнаментов воплощается в росписи гжель и по другим изделиям из керамики, фаянсовой посуде и предметам декора. Сегодня мотивы такой росписи применяются даже для украшения техники и мебели.
Гжельские крестьяне не знали барщины, не платили оброк, а занимались исключительно ремеслом. Здесь делали не только посуду, но и архитектурную керамику, кирпичи, гончарные трубы, изразцы, игрушки. В г. Великий русский учёный М. Ломоносов по достоинству оценил гжельские глины: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».